Дети изучают мир

Простые упражнения для детей любого возраста

Осознанность - это состояние, в котором человек отслеживает свои текущие переживания, фокусируясь на настоящем моменте, не отвлекается на воспоминания о прошлом или мысли  будущем.

Развитие навыков осознанности положительно влияет на обучение в школе  и  способствуют повышению уровня спокойствия, счастья и оптимизма  у школьников, снижению агрессии в школе, развитию чувства эмпатии  к окружающим и урегулирование конфликтовмежду учениками.

Следующие упражнения, которые помогут вашим детям, воспитанникам, ученикам развить в себе навыки осознанности:

1. Упражнение «Слушаем колокольчик»

Позвоните в колокольчик и попросите детей прислушаться к его звуку. Попросите их сохранять молчание и, как только они перестанут слышать звук колокольчика, поднять руки вверх.

Затем попросите детей хранить молчание в течение одной минуты после и обратить свое внимание на другие звуки, которые они будут слышать, как только прекратят слышать звон. После этого по очереди расспросите детей обо всех звуках, услышанных в течение этой минуты. Это упражнение не только веселое , но и помогает детям  сосредоточиться на настоящем моменте и развивает чувствительность восприятия. Дети часто взволнованно делятся своим опытом с другими детьми и наперебой рассказывают о впечатлениях.

2. Упражнение «Друзья по дыханию»

Выдайте каждому ребенку по небольшой мягкой игрушке (или другому небольшому предмету). Лучше если дети лягут на пол и положат игрушки себе на животик. Попросите их в полной тишине подышать в течение одной минуты и обратить внимание на то, как их «друзья по дыханию» поднимаются и опускаются вместе с их вдохом и выдохом, а также на любые другие свои ощущения. Попросите детей представить, что на выдохе  негативные мысли в их головах превращаются в мыльные пузыри и улетают. Упражнение «Друзья по дыханию» делает внутреннее созерцание намного приятнее и даже дружелюбнее и позволяют детям понять, что игра не обязательно должна быть шумной.

3. Мышечное упражнение на расслабление

Пусть дети лягут на пол и закроют глаза. Попросите их напрячь все мышцы тела как можно сильнее. Скажите, чтобы они сжали пальцы ног и ступней, втянули живот, сжали руки в кулаки и подняли плечи вверх к шее. Пусть они держат мышцы в напряженном состоянии несколько секунд, а затем полностью разожмут и расслабят их. Это прекрасное и забавное упражнение для расслабления тела и ума и вполне доступный способ научить детей понимать искусство осознанного «присутствия», наблюдения за собой.

4. Упражнение «Понюхай и расскажи»

Раздайте детям что-нибудь ароматное, например, кусочек свежей апельсиновой корки, веточку лаванды или цветок жасмина. Попросите их закрыть глаза и вдыхать аромат, сосредоточив все свое внимание только на данном запахе. Запах действительно может быть мощным инструментом умиротворения. Потом попросите их угадать по запаху, что перед ними, смогут ли они отличить яблоко от апельсина, лаванду от мяты.

5. Искусство прикосновения

Дайте каждому ребенку предмет, к которому можно прикоснуться, например, мяч, перо, мягкую игрушку, камушек и т. д. Попросите детей закрыть глаза и описать словами своему соседу, каков этот предмет на ощупь. Затем дети должны обменяться предметами, и рассказать как они чувствуют новый предмет. Оба упражнения (это и предыдущее) являются простым, но действенным способом научить детей отделять чувства друг от друга и настраиваться на разные впечатления.

6. Упражнение «Сердцебиение»

Пусть дети попрыгают на месте в течение одной минуты. Затем попросите их сесть и положить руку на сердце. Скажите, чтобы они закрыли глаза и ощутили свое сердцебиение, а также дыхание и все то, что они могут заметить в работе своего организма.

7. Упражнение «Сердце к сердцу»

В этом упражнении слово «сердце» используется в менее буквальном смысле. Другими словами, это упражнение можно также назвать «Давай поговорим о чувствах». Итак, сядьте и обычным, спокойным тоном попросите детей рассказать вам об их чувствах. Какие чувства они испытывают? Откуда они знают, что испытывают именно эти чувства? Где они ощущают их в своем теле? Спросите, какие чувства им нравятся больше всего.

Затем спросите их, что они могут сделать, чтобы почувствовать себя лучше в те минуты, когда не испытывают своих любимых чувств. Напомните детям, что они могут превращать свои негативные мысли в «мыльные пузыри»или в «облачка на небе» и, если им нужно успокоиться, могут прибегать к напряжению и расслаблению мышц, а также уделить несколько минут, чтобы прислушаться к своему дыханию или почувствовать сердцебиение, если хотят расслабиться.

 

Уроки внутреннего сосредоточения могут вооружать детей приёмами, которые они смогут использовать в любое время, – способами, которые помогут им успокоиться, «сбавить обороты» и почувствовать себя лучше при возникновения каких-то неприятностей. В детстве любой из нас хотел бы владеть такими приёмами. Представьте, что все дети Земли научатся использовать их. Какие прекрасные изменения произойдут в нашем мире в течение всего одного поколения?!

И на последок - практикуйте осознанность, друзья, будьте внимательны к себе и окружающему миру, учитесь видеть волшебство в обычных вещах.

 

Анна Моисеенко.