Связь между тревогой, алкоголем и префронтальной корой

 

Тревога, алкоголь и осознанность

 

Для людей свойственно иметь мощную, выраженную и структурно и функционально префронтальную кору. Она позволяет нам видеть несуществующее, в том числе будущее. И это будущее закономерно становится для нас источником угроз, рисков, страхов и тревоги. И мы находимся в состоянии стресса под давлением всех эти несуществующих в реальности потерь и страданий. И чем больше мы развиваем нашу способность мыслить стратегически и предвидеть, тем труднее нам устоять давлению вызванного этим стресса. Далее по цепочке стресс и тревога приводят к нарушению сна. Наши эмоциональные центры мозга не дают нам спать в условиях надвигающихся воображаемых катастроф, он будит нас, чтоб мы перестали валяться и уже начинали "со всем этим что-то делать". Выделяющийся в повышенных количествах кортизол вызывает образования в повышенных количествах свободных радикалов, физически разрушающих мембраны нервных клеток и вызывая их гибель. От недосыпа в наших синапсах (местах контакта нейронов) в мозге накапливается бетта-амилоид, который вызывает воспаление и разрушение мест контакта нервных клеток. Как следствие это приводит к росту числа выявленных пациентов с синдромом Альцгеймера, носящему характер распространяющейся эпидемии. Также стресс вызывает нарушение, подавляет нейрогенез - создание новых нервных клеток, что формирует как депрессию саму по себе, так и лишает нас нейропластичности, способности обучаться, приспосабливаться к окружающей жизни, картировать окружающую жизнь и прокладывать в ней лучшие маршруты. 

100 лет назад уже подозревали, что формирование депрессии тесно связано с префронтальной корой, и идея удаления (на самом деле не удаления, а перерезания связывающих её с остальным мозгом нейронных путей, отделения)  префронтальной коры как способ лечения людей от депрессии даже получила Нобелевскую премию. В 1936 году португальским нейрохирургом  Эгашом Монишем впервые была проведена такая операция на человеке. Большое количество людей (порядка 100 000 человек по всему миру) перенесли такую операцию. И даже первое время современный событиям научный мир считал, что потеря лобных долей мозга не приводит к каким-либо нежелательным изменениям в поведении. Только позже были накоплены неопровержимые доказательства того, что потерявшие "внутреннего капитана" или "управляющего мозга" пациенты становились импульсивными, вспыльчивыми, грубыми, склонными к сквернословию, невоздержанными в отношении алкоголя, наркотиков, еды, становились сексуально распущенными, безответственно относились к денежным займам (хотя история Финеаса Гейджа была известна ещё в XIX веке). 

Не напоминает ли вам такое поведение одну хорошо знакомую модель?

Многие люди в быту используют, в некотором смысле, предложенную Монишем схему схему лечения, только не хирургически отрезая лобные доли мозга, а используя алкоголь. Употребление даже небольшого количества алкоголя вызывает префронтальную дисфункцию, и мысли о будущем беспокоят человека значительно меньше. Правда, и со всеми побочными эффектами, связанными с потерей этой части неокортекса.  В том числе - потеря осознанности, самой возможности осознавать себя и свои поступки.

В какой-то мере один из эффектов, оказываемых алкоголем на человека - потеря осознанности. А один из эффектов, оказываемым на человека медитацией и практикой контролируемого дыхания - развитие осознанности. Развивая свою осознанность вы как-бы трезвеете. А утрачивая осознанность под воздействием голода, недосыпа, стресса, сильной боли или страха - как буд-то пьянеете. И оглядываясь на свою прошлую жизнь человек из состояния развитой осознанности в прошлом видит себя как находившимся в состоянии опьянения.

В то же время развитие осознанности позволяет эффективно противостоять негативному воздействию стресса, не разрушая нашу силу воли, социальные связи и не толкая в объятия зависимостей и неконтролируемых импульсов, а напротив, позволяя достигнуть предельной ясности, душевной силы, самоконтроля, эмпатии и высших моральных ценностей.